Антифрикционные свойства узла «шаровая пята»

Испытания узла «шаровая пята» проводились при осевых нагрузках, равных 400, 800 и 1200 кгс, на парах образцов, изготовленных из следующих сочетаний сталей: ОХ18Н10Т—ОХ18Н10Т; 1Х17Н2—1Х17Н2; ОХ18НП—ОХ18Н11; Х18Н12М2Т — X18Н12М2Т; ОХ18Н10Т — 1Х17Н2; ОХ18Н10Т — Х18П12М2Т; ОХ18Н11- Х18Н12М2Т; 1X17112 — 2X13; 2X13 - сталь 20.
Ни одно из сочетаний одинаковых марок и ни одно из сочетаний разных марок нержавеющих сталей не обеспечило работоспособности узла в течение хотя бы 1000 циклов. После 20—100 циклов приложения нагрузки наступало схватывание со значительным повреждением трущихся поверхностей.

Были дополнительно испытаны следующие сочетания материалов: стали ОХ18Н10Т, ОХ18Н11 и 1Х17И2 — стеллит ВЗК; те же стали - и сталь ОХ18Н10Т с покрытием твердым электролитическим хромом. Установлено, что работоспособность в течение 1000 циклов приложения нагрузки обеспечивается при трении пяты из стали 1Х17Н2 по стеллиту. При этом трение носит характер так называемого схватывания - проскальзывания с самого начала испытания, однако образующиеся связи имеют более низкую прочность, чем стеллит, поэтому поверхность стеллита не повреждается.

Начальные повреждения наблюдаются на образце из стали 1Х17Н2, при продолжении испытаний они заглаживаются. На образце из стеллита образуется только лунка.
Аналогичные явления наблюдаются и при трении образцов из стали 1Х17Н2 по хромированной поверхности образцов из стали ОХ18Н10Т, однако смятие рабочих поверхностей в этом случае больше в 2 раза.